Так называемые «воины из Риаче» – одни из самых знаменитых экспонатов Национального археологического музея Реджо-Калабрия – до сих пор считаются наиболее ценной находкой эпохи Древней Греции на территории Калабрии и, фактически, стали символом этого региона.
В результате археологических раскопок на этой территории было найдено множество ценных предметов древнегреческого искусства, но только две огромные (197 см в высоту!) бронзовые статуи бородатых воинов, найденные у берегов маленького калабрийского городка Риаче, стали настоящей сенсацией, привлекшей внимание ученых всего мира.

Кому интересно...Кому интересно...

Предполагают, что обе скульптуры происходят из аттической мастерской Фидия середины V в. до н. э. — времени наивысшего подъема древнегреческого искусства . Обе статуи изображают воинов, стоящих спокойно, но не расслабленно; один из них более сдержан, у другого испуганное выражение лица. Воины обнажены (как требовала художественная традиция — это так называемая «героическая нагота»;); на одном из них шлем — и, видимо, оба держали в руках по щиту и копью, но вооружение их утеряно. Их рост — почти человеческий, но слегка преувеличенный (около двух метров), как раз настолько, чтобы создавать ощущение возможной, но редкостной мощи.

Внутри они полые, и бронзовые части, из которых они состоят, отливали отдельно по уникальной технологии, а потом собирали, как детали конструктора (так, например, отдельно отлиты передние части их ступней, а на ступне, в свою очередь — средний палец). Их зрачки сделаны из золотой пасты, губы и соски — из меди, зубы и ресницы (ресницы!) — из серебра, глаза выполнены в технике инкрустации с использованием кости и стекла.

Кому интересно...

Кому интересно...

Это событие произошло 16 августа 1972 года, когда любитель подводного плавания Стефано Мариоттини, погрузившись в море на расстоянии не более трехсот метров от берега, случайно увидел на глубине около восьми метров смутные очертания человеческих фигур. В первую очередь ему в глаза бросилась левая рука одной из статуй (впоследствии ее назвали «воином А»1), которая торчала из песка. Чтобы поднять на поверхность двух бронзовых воинов, спасатели использовали специальный шар, воздух в который поступал из газовых баллонов. 21 августа был поднят на поверхность «воин Б», а на следующий день – «воин А», который в первый раз сорвался и упал обратно в воду, и только со второго раза его удалось вытащить на берег.
Неожиданная находка вызвала большой интерес, как у итальянских, так и у зарубежных ученых.
Уникальность этих бронзовых гигантов заключается в том, что большая часть древнегреческой скульптуры известна только по позднейшим римским мраморным копиям.

Первоначально один из воинов держал в руке копье, а другой – щит. После первоначальной «очистки» в городе Реджио-Калабрия (за две с половиной тысячи лет под водой они основательно обросли ракушками), а затем реставрации, проведенной во Флоренции, «юноши из Риаче», как их любовно называл выдающийся итальянский историк искусства Чезаре Бранди, прибыли в 1980 году в Национальный археологический музей города Реджо-Калабрия, административный центр региона Калабрия.
Их триумфальное турне по музеям Рима и Флоренции стало событием общенационального значения, о котором сообщалась на обложках всех журналов.

Кому интересно...

Решение передать их в коллекцию регионального музея (а не в знаменитые Капитолийские музеи Рима, например) было вызвано стремлением привлечь дополнительный поток туристов в этот город на юге Италии, художественное наследие которого серьезно пострадало от разрушительного землетрясения в декабре 1908 года, поразившего берега Сицилии и Калабрии. Напомним, что тогда была практически стерта с лица земли Мессина и превращен в груду обломков Реджо-Калабрия. С тех пор бронзовые скульптуры из Риаче никогда не покидали стены Национального музея.

В 1995 году здесь была проведена вторая реставрация, а нынешние работы совпали с закрытием и перестройкой музея, приуроченной к 150-летней годовщине объединения Италии, которая будет торжественно отмечаться в марте будущего года. Несмотря на кажущуюся монументальность и мощь этих бронзовых гигантов, в действительности статуи являются необыкновенно хрупкими. Во-первых, сказывается их возраст – все-таки, они датируются V в. до н.э. Во-вторых, их долгое пребывание в морской воде. Уже во время первого эндоскопического исследования в 1985 году на отдельных участках внутренней поверхности были замечены следы коррозии. Все это создает понятные проблемы с перемещением статуй даже внутри того музейного зала, где они экспонируются.
В ходе предыдущих реставрационных работ были проведены научные исследования всех субстанций, сохранившихся на внутренней и внешней поверхности бронзы, что позволило радикально пересмотреть все имеющиеся представления о технологиях литья, существовавших в классическую эпоху Древней Греции. Также исследования показали, что одна рука «воина Б» была полностью изменена и отлита заново, возможно четыре или пять веков спустя после того, как была создана сама статуя. Впоследствии тайна была раскрыта: «воин Б» был специально модифицирован, чтобы как можно более походить на «воина А». Причем, ее отливали в другом месте, предположительно, в северной Греции.

Кому интересно...

Статуи из Риаче стоят в отдельном зале цокольного этажа Национального археологического музея Великой Греции в городе Реджо Калабрия и, конечно, представляют собой главную достопримечательность не только музея, но и всего города, если не региона. Их изображения можно увидеть на плакатах, футболках, в витринах магазинов. Но за пределами Калабрии про них знают мало. Может быть, всему виной неудачный «пиар». По-английски они называются хотя бы «воины из Риаче» (Riace warriors), а их итальянское название еще скучнее — «бронзовые фигуры из Риаче» (bronzi di Riace). Самое же ужасное, что по отдельности их зовут «Экземпляр А» и «Экземпляр Б». С такими именами прославиться трудно.

В этом, конечно, есть научная честность — никто не знает, кого изображают эти фигуры, где они стояли, для чего предназначались, имели какое-нибудь отношение друг к другу или нет, кто их изваял. Но ведь знаменитая помпейская фреска, на которой изображена девушка со стилусом и табличками для письма, называется же «Сапфо», хотя, конечно, это никакая не Сапфо; и храм Геры в древнем Пестуме тоже по традиции называется храмом Нептуна, и под этим именем попадает на обложки путеводителей и логотипы отелей. В общем, с рекламой мужикам из Риаче не повезло. Назвали бы их хоть «Гектор и Ахилл», и то было бы гораздо лучше.





@темы: Искусство