Иероглифы (картинки)Все больше и больше людей начинают интересоваться восточной культурой, в частности, восточным алфавитом. Картинки иероглифов, являющиеся уникальным симбиозом живописи и письма, зачастую заключают в себе глубочайший философский смысл.

Здесь стоит вспомнить об идеографии, представляющей собой систему письма, в которой вместо букв, соответствующих звукам, используются символы, выражающие предметы и понятия. Высшим этапом развития идеографии выступает идеографическое письмо. Идеографические ключи представляют собой графические элементы или простые иероглифы китайской письменности, из которых состоят сложные иероглифы. Они могут выступать в качестве смыслового или фонетического показателя, — их часто называют радикалами.


Радикалы были образованы в древности из упрощенных пиктограмм (картинок). Все радикалы подразделяются на два типа:
  • иероглиф, имеющий значение, прочтение и употребляемый самостоятельно
  • иероглиф, имеющий значение, но утративший прочтение и не употребляемый в настоящее время самостоятельно, а только в составе иероглифов.

Нередки случаи, когда иероглиф имеет не одно, а сразу несколько значений, а каждое значение выражает только одно понятие. Иероглиф складывается из стандартных черт, которые повторяются в различных комбинациях, и не может являться целым предложением или словосочетанием, в котором сразу присутствуют и подлежащее, и сказуемое.

Иероглифы могут быть образованы несколькими способами. Например, самые древние иероглифы формировались путем преобразований из упрощенных пиктограмм, более поздние и современные — путем составления из радикалов и уже имеющихся иероглифов. Следует также отметить, что существующие иероглифы часто употребляются в составе новых иероглифов по причине похожести звучания, но не смысла.

Интересно, что по внешнему виду иероглифа или радикала невозможно догадаться об их значении. Все самостоятельно употребляющиеся иероглифы имеют одно или несколько прочтений. Но, даже зная значения составляющих иероглиф радикалов, невозможно догадаться о значении иероглифа в целом. Подводя итог, можно сказать, что иногда можно найти определенную связь между значением иероглифа в целом и значением составляющих его радикалов. Смысл иероглифа может меняться на протяжении времени, также они могут создаваться по мере появления новых понятий и выходить из употребления из-за устаревания, — как и в любом языке.

Иероглифы (картинки)

Некоторые иероглифы представляют собой упрощенные картинки, изображающие тот или иной предмет, другие — для более сложных понятий — составляются из ключевых, более простых иероглифов.

Приведем примеры:

  • Иероглиф «человек» представляет собой изображение ног и туловища (голову изображать избегали, опасаясь магии). Руки изображены не были по причине того, что речь шла о рабе, труд которого принадлежал хозяину
  • Иероглиф «большой, великий» составлялся путем добавления к иероглифу «человек» горизонтали — «рук» в верхней части
  • Иероглиф «женщина» составлен из рук, ног, туловища и шеи женской фигуры (голова также не изображалась). Является немного деформированным: по центру, добавлены две черты-решетки, что можно перевести как «наказание женщины заточением за нарушение правил ее поведения», и используется в качестве знака отрицания
  • Иероглиф «гора» изображает три вершины. Скорее всего, это связано с природными особенностями тех мест, где зарождалась письменность
  • Иероглиф «вода» являет собой поток. Вертикаль — это русло, справа и слева от которого — волны
  • Иероглиф «огонь» представляет собой вязанку дров, с обеих сторон от которой изображены точками искры
  • Иероглиф «глаз» стоит вертикально, две черты в центре олицетворяют собой зрачок. Если внизу дополнительно написать «ноги», получится выражение «идти и видеть», если вместо «ног» дописать символ «усики» — иероглиф можно будет перевести как «раковина» (усики, как глаза моллюска, живущего в раковине). Интересно, что раковины часто использовали для финансовых расчетов, поэтому с помощью иероглифа «раковина» шло образование знаков, связанных с понятием «деньги».

Здесь представлены лишь некоторые особенности иероглифов, их основные характеристики. Иероглиф, как уже говорилось в начале этого материала, является уникальным примером живописи и письма, рисунком, в который вкладывается определенный смысл. Стремясь познать природу иероглифов, люди посвящают всю свою жизнь их детальному изучению.

написание иероглифов - иероглифыНаписать иероглиф совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Японские иероглифы ведут свое происхождение от китайских — по причине заимствования в древности японцами письменности у китайцев. Но если в японском языке иероглиф может обозначать не только отдельное слово, но и целые сочетания слов, то в китайском языке, как правило, один иероглиф обозначает только одно слово.


В китайском языке существует около пятидесяти тысяч иероглифов, из которых используется порядка десяти тысяч. Из японских иероглифов используется около двух тысяч.
написание иероглифов - иероглифыВсе иероглифы пишутся в соответствии с определенными правилами. Элемент, входящий в состав иероглифа, называется черта. Всего таких черт существует четырнадцать: их главное отличие друг от друга заключается в расположении в составе иероглифического знака, а также в кривизне черты. Таким образом, каллиграфия иероглифа — это определенный порядок написания черт внутри оного. Интересно, что некоторые из иероглифов имеют не только несколько значений, но и несколько вариантов написаний.

Oсновные правила написания иероглифов следующие:

  • При написании иероглиф «размещается» в воображаемом квадрате.
  • Написание иероглифа осуществляется сверху вниз.
  • Написание иероглифа осуществляется слева направо.
  • Горизонтальная черта имеет приоритет перед вертикальной: в случае пересечения нескольких черт в иероглифе.
  • Центральная черта в иероглифе из трех черт будет иметь приоритет над всеми остальными, будет писаться в первую очередь.
  • В последнюю очередь будет написана вертикаль, которая пересекает иероглиф в его центре.
  • Черта, которая идет слева направо, пишется после черты, идущей справа налево и сверху вниз.

Представленные здесь правила написания иероглифов являются основными — с их помощью можно овладеть базовыми навыками правильного написания иероглифов. Тем не менее, лучше всего учиться правильному написанию иероглифов на наглядном примере.

Стили написания иероглифов.


Стили написания иероглифов - иероглифыТрадиции написания китайских иероглифов (сётай) тесно связаны с развитием и становлением письменности в Китае. Здесь можно говорить о следующих стилях:

  • Чжуаньшу («архаический стиль»;) — использовался при изготовлении печатей.
  • Лишу («канцелярский стиль»;) — использовался в документах, которые носили официальный характер.
  • Цаошу — скорописное письмо.
  • Кайшу — в настоящее время является официальным стилем
  • Синшу — промежуточный стиль между цаошу и кайшу.

Первые два стиля были очень популярны в Древнем Китае. Как известно, история японской каллиграфии тесно переплетена с китайской. В японской каллиграфии можно отметить следующие стили написания иероглифов:

  • Стиль кайсё - иероглифыКайсё («устав»;) — используется достаточно редко. Линии прописываются четко и уверенно, иероглифы получаются квадратными и угловатыми, похожими на типографские. Иероглифы похожи на знаки азбуки «катакана».
  • Стиль гёсё - иероглифыГёсё («полукурсив»;) — очень большое сходство со знаками азбуки «хирагана». Этот стиль характеризуется плавностью линий и более быстрым написанием, чем при кайсё.
  • Стиль сосё - иероглифыСосё («курсив»;) — самое быстрое написание, при котором кисть не отрывается от бумаги.

Все каллиграфические стили Японии базировались на прямой взаимосвязи написанного текста и эстетического удовольствия. В эпоху Эдо (1603—1868 гг.) получили распространение два декоративных стиля — кабуки-модзи и дзёрури-модзи. Как правило, они использовались для афиш и программ театров Дзёрури и Кабуки.
Стили написания иероглифов в китайской и японской каллиграфии не ограничиваются перечисленными, но являются основными.
Говоря о восточной каллиграфии, обычно подразумевают Китай и Японию, а также мусульманские (арабские) страны.

китайская каллиграфия - иероглифыКитайская каллиграфия считается «прародительницей» японской, первые упоминания о ней датируются серединой II — серединой I тысячелетия до н.э., в то время как история японской каллиграфии начала свой отсчет с V века до н.э.. Именно тогда в Японию с континента стали проникать первые образцы китайского иероглифического письма, а каллиграфическое письмо появилось в VII веке. Каллиграфия «по-китайски» — «шуфа» (каноны письма) и, наряду с музыкальным театром «сицюй», способно наиболее полно выразить специфику китайского художественного мышления. В Китае первыми каллиграфическими надписями стали надписи на панцирях черепах цзягувэнь. В III веке до н.э., при императоре Цинь Ши-хуанди, был учрежден новый стиль письма — сяочжуань (письмена на малых печатях) — для государственных документов. В конце периода Хань искусство каллиграфии достигло необычайно высокого уровня — это было напрямую связано с усовершенствованием кисти. Среди отличительных особенностей китайской каллиграфии — разнообразие стилей — кайшу, лишу, синшу, цаошу и цжуаньшу. Самый прославленный каллиграф в истории китайской каллиграфии — мастер Ван Сичжи.

японская каллиграфия - иероглифыВ Японии каллиграфия — самый распространенный вид искусства, национальное пристрастие и общая эстетическая натура, воспитанная у японцев с малых лет. В Японии заимствование китайской письменности связано с распространением буддизма, но с течением времени японцы стали приспосабливать заимствованные иероглифы для записей на родном языке. Постепенно японские мастера отходили от навязанных с континента стилей письма, вкладывая в каллиграфию все больше творческих элементов. Трех лучших каллиграфов, японских мастеров, стали называть «сампицу» («три лучшие кисти»;) — это были монах Кукай (774—834 г.), император Сага (786—842 г.), а также придворный Татибана-но Хаянари (ум. в 842 г.). Три японских стиля получили названия: кайсё (устав), гёсё (полукурсив) и сосё (курсив). Интересен перевод термина «каллиграфия» с японского языка — «сёдо» (путь письма). Путь каллиграфии (сёдо) из Китая далее пролегал в Японию.

Иероглиф

«В китайской каллиграфии главное — это энергия, внутренняя сила кисти… Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги. В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти — мазок, в ее языке главное — не осязание, не проникновение, а жест, танец», — так определил различия между китайским и японским направлением С. Н. Соколов-Ремизов.

 

«Каллиграфия» по-арабски — «хатт» или «хутут». Парабская каллиграфия - иероглифыервоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Появление первой арабской письменности принято условно датировать первым веком хиджры, а именно VII веком до н.э. Следует заметить, что к VII веку арабский алфавит уже практически сложился. Этот архаичный почерк, достаточно примитивное письмо, был в ходу в Аравии с момента утверждения исламского государства, еще во времена Мухаммада и первых халифов. Форма букв была заимствована из ранних семитских почерков, а орфография возникла чуть позднее — необходимость в согласовании текста назрела к концу VII века. Раннее арабское письмо походило на имитацию сирийского.

Среди наиболее известных арабских каллиграфов можно назвать Абу Али ибн Мукла (886г.-940г.), Абу-л-Хасан Али б.Хилaл (род. в 1022г.), а также Йакут ал-Муста‘сими (ум. в 1298 г. н.э). В мусульманской каллиграфии принято выделять шесть основных почерков — куфи, сульс, насх, та'лик, дийвани и рика'.

p.s. Графические элементы
Графические элементы, попросту говоря, линии, из которых собственно складывается иероглиф. Всего выделяется 26 графических элементов для китайских иероглифов. Ниже в таблице названия черт, их использование и - самое главное - порядок их написания.

Графема название написание пример
горизонтальная
вертикальная
откидная влево
откидная вправо
малая откидная влево
малая откидная вправо
точка влево
точка вправо
подъемная
горизонтальная с крюком
вертикальная с крюком влево
вертикальная с крюком вправо
откидная вправо с крюком
горизонтальная ломаная с вертикальной
горизонтальная ломаная с откидной влево
вертикальная с изломом
вертикальная с подъемом
вертикальная ломаная с горизонтальной
горизонтальная ломаная с вертикальной с крюком влево
вертикальная ломаная с горизонтальной с крюком
горизонтальная ломаная с вертикальной ломаной с горизонтальной с крюком
горизонтальная ломаная с откидной вправо с крюком
горизонтальная с косым изломом и крюком
вертикальная дважды ломаная с крюком
горизонтальная трижды ломаная с вертикальной с крюком
горизонтальная трижды ломаная с откидной влево

www.hieroglyphs.calligraphy-mvk.ru






@темы: Мир