«Хлеба и зрелищ!» - эти требования были первыми в списке людей, живших много веков назад. Причем зрелища должны быть все более жестокие, хлеб должен был быть пропитан вином, а если эти условия не соблюдались, то правительство страны узнавало на собственной шкуре, что такое разъяренная толпа. Бои гладиаторов всегда были в моде в Древнем Риме. И пусть недовольных было много, желающих смотреть, как люди убивают друг друга, было намного больше.
Очень сильно боялись таких боев священники, и не потому, что это было жестоко, а потому, что большая масса людей, смотрящих это, становилась неадекватной, как будто «во всех бес вселился».Древние римляне часто рассматриваются как одна из развитых цивилизаций древнего мира, однако они считали убийство гладиаторов вполне нормальной формой развлечения. Давайте попробуем рассмотреть все, что связано с гладиаторами, с современной точки зрения.
Сегодня идея боев гладиаторов, происходящих до смерти, и амфитеатра, где зрители могли наслаждаться кровавым зрелищем, для нас непонятна. Однако для римлян создание подобных амфитеатров было одной из основных характеристик, присущих их цивилизации.

Колизей
Гладиаторы древнего Рима представляли собой весьма дорогостоящие инвестиции, поэтому обращались с ними, невзирая на сложившееся мнение, довольно хорошо, обеспечивая им хорошее питание, регулярные тренировки и пр. Практически любой современный человек ставит под сомнение моральную сторону гладиаторских боев. Гладиаторы в собственных эпитафиях говорили о своей профессии чрезвычайно плохо, не стыдясь кого-то обидеть. Так все же, кто были гладиаторы древнего Рима, и какова была их роль в римском обществе?
Римляне первый раз узрели данное ожесточенное зрелище в 264 грам. до н. э. на бычьем базаре, где на поминках по Бруту Пере, устроенных его отпрысками, боролись 3 пары гладиаторов. Зрелище привиделось настолько непривычным и приметным для римлян, что данное событие было внесено в летопись Рима. Связь меж гладиаторскими забавами и поминками ни разу не забывалась, их именовали «погребальными забавами». их официальное название — mumus («повинность»;), долг живого относительно к умершему.
Постепенно гладиаторы стали отдельным спектаклем, обособленным от погребального контекста, популярным у богатых людей, как средство отображения их власти и влияния в местных общинах. Объявления о проводимых боях гладиаторов размещались в Помпеях, на стенах домов или гробниц.
Число гладиаторов-участников являлось ключевой характеристикой успешности проводимого шоу, чем больше их было, тем более щедрым считался спонсор, и тем более «гламурным» обещало быть предстоящее зрелище.
Практически каждый гладиатор – это был раб, но они проходили тщательную подготовку, получали высококалорийный рацион и своевременную медицинскую помощь. На них тратили крупные суммы, и поэтому старались обращаться бережно, не травмируя и не убивая зря.
Если гладиаторы Рима погибали в борьбе, потери спонсора были огромны, особенно по сравнению с выжившими бойцами. Поэтому билеты на шоу, где бой велся до смерти, были очень дорогими - спонсоры пытались хоть как-то оправдать свои расходы.
Примечательно, что некоторые гладиаторы древнего Рима не были рабами, а являлись добровольцами, работающими за деньги. Главным стимулом был первый платеж, получаемый добровольцем после принятия присяги гладиаторов. Присяга означала, что владелец получал все права на жизнь гладиатора, а гладиатор автоматически переходил в статус раба (движимого имущества).
Иногда проводились бои, в каких участвовали и мужчины, и женщины, часто превращающиеся в оргии.
Труд гладиатора безусловно не оплачивался, и не один уважающий себя древний римлянин не подтвердил бы нам, что гладиаторам быть престижно. Гладиаторы проходили обучение в школах, где получали физическую подготовку и пищу, кстати не всегда соответствующую затраченным на бой усилиями.В бойцовские школы попадали как мальчики, так и юноши, но до зрелого возраста многим из них дожить было не суждено.
Жизнь раненого бойца завила от многих факторов, но по большей части от расположения к нему зрительской массы. Об этом не принято говорить, но завсегдатыми гладиаторских сражений были дамы, многие из которых имели знатное происхождение и влияние.
Как и выдающиеся актёры, гладиаторы, даже если не отличались красотой, пользовались их расположением. Многим импонировали слава и сила бойцов, таким образом «любимого» гладиатора могли увести с поля и подобрать ему замену.
Для римлян, отдельный интерес представляли кровавые зрелища и их программа с каждым годом расширялась. Всё чаще на арене устраивали бои с дикими зверями: или боец атаковал зверя поодиночке, или же затевали охоту на целую стаю – венации. Таким образом, гладиатор для римского общества, не что иное как искусное развлечение, способное утолить жажду кровавых схваток и небывалых, по своей жестокости, зрелищ.
Существовало несколько сводов правил, характерных для различных стилей борьбы. Гладиаторы имели разные виды оружия, каждая комбинация оружия и доспехов означала свой собственный боевой стиль. Древние гладиаторы, выступающие в паре, редко демонстрировали один и тот же стиль.
Возможны были верховые выступления, но заключались они в том, что, хоть бой осуществлялся верхом, на решающем этапе борьбы гладиаторы спешивались и завершали бой пешими.
Хотелось бы выделить несколько видов гладиаторов, наиболее популярных в это время. Это были murmillo, thraex и hoplomachus.
Первый гладиатор имел довольно высокую степень защиты, его тело закрывали большие щиты, однако у него была значительно снижена возможность передвижения.
Второй имел небольшой квадратный щит, покрывавший только его торс, а третий гладиатор - выступал практически без защиты. У них была прочная одежда и обувь, поэтому по сравнению с прочими видам, эти гладиаторы имели больше шансов выжить.
Самым же уязвимым был retiarius, какой из всей защиты имел только небольшой наплечник, правда, он имел возможность сражаться трезубцем, не подпуская к себе врагов, а в ближнем бою обороняться кинжалом.
Не все гладиаторы древнего Рима сражались правой рукой, те, кто равно работал обеими руками, получали огромное преимущество перед своими оппонентами. Вообще, сложившиеся разные боевые стили гладиаторов явно эволюционировали из близлежащих стран.
Впоследствии, когда боевые стили стали стандартными и закрепленными в документах, любого гладиатора можно было обучить любому стилю, какой мог совершенно отличаться от его фактического места происхождения.
Увеличивающаяся популярность гладиаторских игр диктовала иметь под рукой большое число хорошо подготовленных и обученных бойцов. Естественно, это привело к созданию гладиаторских школ, в которых с ними занимались тренеры.Предприниматель, собравший группу гладиаторов продавал их затем или сдавал в наём организаторам публичных зрелищ.
Гладиаторские школы возникали по инициативе частных лиц или по инициативе государства, притом не только в Риме, но и в иных городах Италии и провинциях. Цезарь основал такую школу в Равенне, ещё до этого действовала знаменитая школа в Капуе, были они известны и за пределами Италии: в Александрии, в Пергаме. Император Домициан учредил четыре новые гладиаторские школы в Риме. Главным образом отбор происходил из числа из военнопленных, осуждённых на смерть, рабов, но соглашались сражаться и свободные, впавшие в нищету и рассчитывающие заработать побольше этим опасным промыслом.
Число гладиаторов постоянно росло. В первых датированных документально играх, основанных сыновьями Брута, участвовали три пары бойцов; в последующих играх количество занятых гладиаторов доходило до нескольких десятков ( в 200 г. До н.э.- 50, четверть века спустя Тит Фламинин показал зрителям бои с участием 74 гладиаторов). Когда гладиаторские бои трансформировались в чисто развлекательное зрелище, он обрели невиданный размах, и число бойцов приходилось существенно ограничивать.
В случае, коль скоро раненый гладиатор оставался в живых, его судьба решалась публикой. исходя из воззрения массы, фаворит обязался добить лежащего либо бросить его в живых, раз тот законно получил жизнь. Голосовали посредством жестов, которые с годами изменялись.
Общеизвестно, что «поднятый палец» значил «жизнь», а опущенный — «погибель» (в этом облике жесты применяются в настоящий момент для согласия и осуждения).
Но на основной массе древних игр независимо от направления оттопыренный палец значил «погибель», олицетворяя добивающий клинок, а «жизнь» означал просто сжатый кулак. Не последнюю роль игрались и вопли с пожеланиями..
Типы гладиаторов
Andabatae: (Первый век Д.Н.Э) Конные гладиаторы, носившие шлемы с крепко урезанным обзором. Были вооружены железным цепом.
Bestiarii: (Бойцы со зверями) Вооруженные копьем либо ножиком, данные гладиаторы выходили на поединок с опасными животными. Позднее, Бестиарии получали особую подготовку для битвы против точных видов зверей.
Equites: Сражались верхом, были вооружены копьем. Одевались в тунику и фехтовальный рукав - Manica.
Essedari: Кельтские боевые колесницы, привезенные из Британии Цезарем.
Hoplomachi либо Samnite: Тяжеловооруженные и всецело экипированные войны, по образчику греческих гоплитов. Шлем украшался изображением грифона, аналогично в защитное вооружение входили поножья, круглый щит, нагрудная броня и наручи. Сражались против Mirmillones или же Thraces.
Laquerii: Использовали аркан (лассо) и короткий кинжал(пугио).
Mirmillones ( murmillones): Носили шлем со стилизованным изображением рыбы и фехтовальный рукав (manica).Вооружены были клинком и длинноватым галльским щитом. Бились в дуэте с Hoplomachi и Thraces.
Provocatores (challengers): Сражались против Samnites, просто вооруженные войны.
Retiarii: Несли трезубец, кинжал и сеть. Увеличенный фехтовальный рукав, накрывавший плечо и левую часть груди. Позднее в обмундировку были добавлены латы, накрывавшие шею и нижнюю часть лица.
Saggitarii: Лучники.
Samnites: самнитские Hoplomachi.
Secutores: Одевали эту же защитную броню, что и murmillo, имели немаленький щит и gladius - клинок с зазубринами.
Scissores (carvers): Вооружались 2-мя великими клинками.
Thraces: Фракийские войны, одетые в шлем с широкими полями, накрывавшими шейку, ножные латы. Имели маленький квадратный щит. Вооружение - фракийский изогнутый клинок.
Velites: Пешие войны с копьями, имевшими особую петлю для метания. Названы по так, по наименованию отрядов с этим же вооружением.
Venatores: Специальный дополнительный персонал для битв с животными.
Praegenarii - Технически не считались гладиаторами. Они раскрывали представление поединками на деревянных мечах, музыкальными номерами и клоунадами.
Ретиарий (retiarius).
1. Сеть (rete) диаметром 3 м.
2. Свинцовые грузила, подвешенные по краям сети.
3. Использование сети в качестве кнута.
4. Длинная веревка, подвязанная к запястью.
5. Трезубец - главное оружие.
6. Оплечье (galerus).
7. Обратная сторона оплечья.
8. Ткань, обмотанная вокруг левой руки и голени обеих ног, для защиты от режущих ударов.
9. Медальон.
10. Повязка на голову.
Фракиец и секутор (secutor).
А. Фракиец.
1. Уменьшенная версия традиционного щита (scutum).
2. Пластинчатый железный доспех, надевавшийся на матерчатую манику (manica).
2а. Внутреннее устройство пластинчатого доспеха.
2b. Доспех удерживался на руке с помощью двух ремней.
3. Фракийский шлем украшен гребнем с изображением грифона.
3а. Наглазник фракийского шлема.
В. Секутор.
4. Прямой колющий меч (gladius).
5. Изогнутый меч (sica).
6. Полноразмерный традиционный щит (scutum).
7. Шлем секутора (гладкий, без лишних украшений).
8. Войлок и ткань для обмотки ног.
Мирмиллон (murmillo).
1. Большой имперский щит (scutum).
2. Меч (gladius).
3. Толстые бахилы из войлока и ткани.
4. Треугольный набедренник (subligaculum).
5. Широкий поясной ремень (balteus).
6-7. Поножи.
8-11. Различные варианты бронзовых шлемов.
12. Бронзовый шлем украшен серебряной инкрустацией
Гопломах (hoplomachus) и провокатор (provocator).
А. Гопломах.
В. Провокатор.
1. Бронзовый щит (parmula).
2. Копье.
3. Шлем провокатора (образец начала I в. н.э.).
4. Альтернативный вариант шлема провокатора.
5. Луженный бронзовый шлем.
6. Стеганные поножи.
7-8. Поножи разных типов.
9. Схема крепления поножи на голени.


__________________________
Хотите чтобы было прохладно и не было комаров? Установите москитные сетки и спите спокойно.



@темы: История

Комментарии
04.05.2011 в 23:42

Спасибо за информацию))) Как раз пишу анимационную программу про гладиаторов, а тут как раз то что нужно))) Кстати вот ещё про гладиаторов, однако она немного спорна с этой информацией onua.org/index.php?option=com_content&view=arti...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии